Опубликовано

Как превратить место в достопримечательность?

Начну с истории про могилу шаманки. Дело было в Хакасии. Знаете, какое там все? Невысокие холмы, величественные долины и разбросанные там и тут камни-менгиры. На пологих склонах пасутся барашки, а дорогу перед машиной перебегают отчаянные суслики. Очень мистическая красота. Наводит на философские размышления и заставляет думать о вечном. Ну или ни о чем. Впрочем, речь не о самом хакасском трипе, а об одном его эпизоде. Пейзажи там однообразные, приметные места видно издалека. И это, о котором пойдет речь, тоже. Двое молодых людей европейского вида, палаточка, деревце с повязанными ленточками и нагромождение камней в причудливом порядке. Не очень, надо заметить, характерном для этих мест.
«Осторожнее, — предостерег меня один из юношей, когда я вознамерилась разглядеть каменный лабиринт поближе. — Если войти в него с неправильной стороны, то могут случится всякие неприятности, очень у многих сразу болит голова…»
«А что это здесь такое?» — живо заинтересовалась я.
«Это древняя могила шаманки, — просветил меня юноша. — Сакральное место силы, ему несколько тысяч лет (не помню, сколько он там назвал, но давность точно фигурировала — прим. автора). И за двести рублей я вам покажу правильный путь, который несомненно приведет к богатству, процветанию и очищению чакр!»
«А, — сказала я и снова повернулась к лабиринту. — А камни поверх травы тоже в древности укладывали?»
Юноша мой сарказм понял и отстал. А уже потом, позже, я читала в одном из отчетов про «удивительное место силы, после которого на душе становится светло и радостно». И к отчету прилагались фото знакомого каменного лабиринта.

Booking.com

Осуждаю?
Ничуть!

Предприимчивые юноши не поленились натаскать камней, оформить место и придумать легенду. И все для того, чтобы туристам было что рассказать после поездки. Стоит этот творческий порыв двухсот рублей на билетик? Я думаю, вполне.
Впрочем, кто-то может думать иначе. И этот кто-то может саркастично у меня полюбопытствовать, что если я деятельность творческих юнцов одобряю, то почему сама не заплатила?

Достопримечательность = showplace

Лично мне английская версия понятия нравится больше. Честнее и короче. (Зато русское слово можно использовать как детектор трезвости! — прим. автора). Если отбросить всякие «но», «если» и «может быть», то достопримечательность — это место плюс история. Оно может иметь или не иметь художественную ценность, там может стоять грандиозная постройка, а может и не быть вообще ничего. Достопримечательностью место делает вовсе не красивый вид, реальная научная или художественная ценность, а история, приобщиться к которой хотят как можно больше людей. Придумали такую историю? Отлично, вам повезло, можете ставить рядом ларьки с сувенирами.
Всем ведь понятно, что достопримечательность — это проект коммерческий? Никаких объективных причин, делающих какое-то место достопримечательностью нет. Всегда есть и виды красивее, и постройки грандиознее, чем упомянутые в путеводителях. А путеводители у нас кто пишет? Достопримечательность — это такое место, где вездесущая туристическая индустрия уже распахнула для вас свои объятья. Там все готово — поесть/попить, повпечатляться, красивый вид для фото и магнитик на память.

Скажите, когда вы вернетесь из Парижа, о чем ваши знакомые вас спросят в первую очередь?

Есть такое слово — «намоленый». Чем больше на какую-то икону было обращено молитв, чем более чудодейственными свойствами она обладает. Так и с нашими «showplaces» — чем более они раскрученные, тем более беспроигрышный вариант их посетить. Фото «Я и Эйфелева Башня» несомненно докажет, что в Париже вы точно были. А вот фото «Я и дом уникального архитектурного стиля» — не факт.

Чувствую, что подзатянула с философским вступлением. У меня еще много всяких мыслей на тему «плюсы и минусы маршрутов, проложенных путеводителями». Могу доказать как вариант: «Это безумно скучно, у любого дурака есть фото с Карлова Моста из Праги!» так и «Побывать в Лондоне и не посетить Тауэр —
время, потраченное зря». Предлагаю даже повысказываться на эту тему в комментариях. Кому какая позиция ближе?
Вы пока подумайте, а я перейду к следующему акту Мерлезонского балета — достопримечательностям народным. Возникающим, вроде бы, стихийно, без вмешательства вездесущей туристической и развлекательной индустрии.

Пять типов историй, превращающих место в «must see».

Можно ли создать достопримечательность «с нуля»? Конечно же, можно. Каких-то 130 лет назад в Париже не было никакой Эйфелевой башни. Помешал ли этому сооружению столь юный для достопримечательности возраст, стать звездой и символом всей Франции? Вот видите… Все с чего-то начинается. Ну а мы с вами начнем не с постройки, а с истории. А постройкой воспользуемся чужой, если потребуется. Был бесполезный дом — станет полезная знаменитость, которая принесет немало интересных минут самым разным людям.

История первая. Любовная

Предыстория. Дом Джульетты в Вероне, знаете такое место? Миллионы туристов, любовные послания возлюбленным и героям Шекспира, балкончик, с которого влюбленная Джульетта слушала серенады… Очень мило, очень романтично и трогательно. Это место не портит даже тот факт, что Джульетта — персонаж вымышленный. Почему же людям так нравится это место? Потому что внутри каждого из нас живет неисправимый романтик, который мечтает однажды стать героем удивительной любовной истории. У Шекспира все плохо закончилось, но романтиков в их мечтах это не останавливает.

Какое место подойдет в качестве showplace для влюбленных?
Красивый старый дом. Романтичная беседка. Высокий берег с красивым видом. Гостиница в старом здании.
Что важно помнить, создавая легенду?
История счастливой любви, когда в ЗАГС, марш Мендельсона, трое детишек и «долго и счастливо» редко пользуются популярностью и пониманием среди романтично настроенных натур. В любовной истории обязательно должен быть надлом, препятствие и, желательно, трагический финал. Тайные свидания в гостинице. Дуэль близ беседки. «Разбежавшись, прыгну со скалы» — на том самом берегу. Но любовь, при этом, конечно же, истинная и несомненная.
Кто подходит на роли героев?
Заходить издалека и придумывать героев, становясь современным Шекспиром… можно. Но проще воспользоваться уже имеющимися знаменитыми личностями. «Намоленными». Тогда они смогут поделиться частью своей славы с вашей будущей достопримечательностью. Подходящее время для случившейся истории — лет сто назад. Впрочем, это условно. Пятьдесят и двести тоже подойдет. Зависит от найденных подходящих знаменитостей*.

История вторая. Криминальная

Джек-Потрошитель. Всем же знакомо имя, правда? Ну ладно, хорошо. Криминальные истории, как и любовные романы, любят не все. Однако и у детективных историй есть многомиллионная армия поклонников. Часть из которых, попадая в Лондон, обязательно навещает подворотню в Уайтчапель, где нашли первую жертву Джека-Потрошителя. Зачем? Сложно сказать. Почему люди вообще любят детективы?

Какое место подойдет для «криминальной» достопримечательности?
Любой дом (достаточно старый, чтобы в него можно было засунуть историческую начинку). Пустырь. Мост. Тупик.
Что важно помнить, создавая криминальную историю?
Нужно либо много жертв, либо интрига. Расстрелянные гангстеры или нераскрытое преступление. Много трупов всегда впечатляют, а неразгаданная загадка вселяет в каждого посетившего это место надежду, что именно на него в этой точке пространства снизойдет озарение, и он одним метким высказыванием разрубит гордиев узел мучивший лучшие умы человечества тайны.
Кто подходит в качестве героев?
Серийный убийца. Организованная группировка. Гениальный следователь. Как и в предыдущем варианте, историю лучше отодвинуть по времени от настоящего, чтобы было проще поверить в нее, чем проверить достоверность. Впрочем, проверка достоверности на достоверность и публичные споры вокруг правдивости/ложности вашей истории могут только сыграть в ее пользу. Но вообще… Золотые годы для детективных историй — это двадцатые-сороковые годы прошлого столетия. Время танго, гангстерских войн и неуловимых маньяков.

История третья. Научно-фантастическая

Озеро Лох-Несс. Вроде бы, уже доказали, что снимок чудовища было подделкой. Просветили дно многочисленными сонарами и не нашли спрятавшегося там плезиозавра. И все равно люди продолжают надеяться. «А вдруг эта чучундра все-таки вынырнет, когда именно я буду стоять на берегу?»

Какое место подходит для фантастики?
Любой природный объект.

Что нужно помнить, создавая научно-фантастическую легенду?
Здесь можно обойтись без жертв и трагедий. Жертвы вообще не в законах жанра. Похищенных обычно возвращают, а всякие ископаемые чудовища прячутся от бдительного ока камер и людей не едят. Жертвы и кровища — это по части ценителей предыдущего жанра. Что еще? Возможно, придется подделывать фотографии. Плюс — по законам, опять же, жанра — фото может быть неотчетливым.

Кто подойдет в качестве героев?
Беспроигрышный вариант — инопланетяне. Второй по крутости — неизвестная науке доисторическая чупакабра. Третий — снежный человек. Чтобы не сойти за сектанта-уфолога, лучше подать эту историю как пересказ со слов деда, например. И фото из его же архива.

История четвертая. Мистическая

С мистической истории эта статья начиналась, так что можно не повторяться — это истории-приметы. Когда нужно загадать желание и ударить в колокол. Или повязать ленточку. Или отрезать прядь волос и бросить ее в реку. Загадочные алтари древних богов, святилища культистов и места жертвоприношений всегда вызывали и будут вызывать любопытство. Прикоснуться к манящей неведомой загадке, что может быть интереснее?

Какое место можно наделить мистической силой?
С одной стороны, вроде бы статуи, но это как-то банально. Так что подойдет любое необычное дерево или здоровенный камень.

Что нужно помнить, сочиняя мистические истории?
Замечено, что плохие места притягивают больше внимания. Проклятые, кровавые, вокруг которых фигурируют исчезновения людей, внезапные смерти или загадочные события (тоже с неприятностями, обязательно!). Почему так? Потому что, с одной стороны, даже у среднестатистического человека есть потребность иногда проявлять свои смелость и отвагу, а в другой — не у каждого хватает силы воли и выносливости организма, чтобы подвергать себя экстремальным испытаниями. А древнее проклятие, как и душа, — материя тонкая, научному измерению не поддается, а переломы кармы и вывихи ауры пока что не влекут за собой госпитализации, гипса и прочих неприятных процедур.

Кто или что подойдет в качестве героев?
Шаман, древнее божество или дух, охраняющий место.

История пятая. Потусторонняя

Вообще-то, истории о привидениях вышли из моды в конце прошлого века. Что, впрочем, не мешает множеству туристических мест привлекать к себе внимание рассказами о плачущих на лестнице девочках, невинно-убиенных и замурованных мальчиках и прочих несчастных, которые умерли когда-то, но не совсем. И теперь их бледно-светящаяся тень бродит где-то поблизости, привлекая туристов, пытаясь найти освобождение.

Какое место подходит в качестве места жительства привидения?
Заброшенный дом. А если жилой, то всегда можно сказать, что он построен на кладбище. Наверняка же почти везде было какое-то кладбище!

Что нужно помнить, сочиняя потустороннюю легенду?
Меньше детективных подробностей! В каноничных историях о привидениях всегда зияют многозначительные паузы, а звонкий подробный сюжет обязательно вызовет подозрения: «Уж не сценаристы ли «Сверхъестественного» тут постарались?» Второй пункт. Возможно, потребуется монтаж фотографий, но, как и в случае с научно-фантастической легендой, кадр может быть нерезким, неконкретным и допускать двойные толкования.

Кто герои потусторонних историй?
Большая часть знаменитых призраков — это тени каких-то никому неизвестных девочек, мальчиков или тетенек. Знаменитые личности после смерти ведут себя прилично и не завывают по углам заброшенных и не очень зданий. Так что подойдет любая «одна девочка» или «один мальчик».

Разумеется, историй, как и жанров кино и литературы много больше. Но принцип, я надеюсь, вы поняли.
Что касается вопроса «а зачем?» Зачем все это делать?
Это всего лишь один из ответов на вопрос: «Как сделать ваши отчеты из путешествий интересными и захватывающими». Чтобы друзья внимательно вас слушали и хотели следовать вашим советам, а не каким-то там скучным путеводителям.
Кроме того, создание легенд — это очень занимательная игра, попробуйте. Вам понравится!


Если вам понравился наш сайт или кто-то из его авторов, если статья попала в тему, очень пригодилась и была тем, что вы давно искали, то вы можете наc порадовать самым простым и современным способом, вот через эту форму:

Но наша бесконечная любовь к вам, дорогие читатели, от денег, разумеется, не зависит!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *